Кошачье обучение, или как учатся кошки?

Дрессировка кошки не требует каких-то тайных знаний, однако она будет иметь смысл, только если мы знаем свойственный ей механизм обучения. Кошка пользуется славой непредсказуемого животного, но в действительности она легко адаптируется и учится, как и все млекопитающие, не исключая собак.

Кошки также умны, как и собаки. Просто у них другие мотивы и приоритеты, а поскольку знание об этом не считается широко популярным, они приобрели репутацию непригодных для обучения. Ничто не может быть дальше от истины: хозяева кошек могут вооружиться знаниями и способностями и очень легко оказывать влияние на поведение собственных подопечных не только для своего удовлетворения, но и для блага животных. Кошку можно научить тому, что некоторые кажодневные ситуации, которых она подсознательно избегает, к примеру, когда ее расчесывают или ложат в корзину для перевозки, могут быть приятными, а не вызывать страх. Более того, знание механизма обучения кошек также считается ключом к пониманию их каждодневного поведения, потому что они гораздо более чувствительные животные, чем можно предположить по их репутации упрямых и независимых.

Большинство владельцев не понимают, что их кошки регулярно учатся. Когда мы задали вопрос миссис Смит, считает ли она, что Смоки, ее кот, многому научился за прошедшую неделю, вот что она ответила:

Сейчас Смоки практически ничему не научилась, так как большую половину недели провела в помещении. Обычно она бродит вокруг, когда я на работе, однако она ненавидит быть мокрой, а у нас было пару дней ужасного дождя. Она очень милая и ласковая, любит лежать у меня на коленях и обниматься, но, говоря честно, на данной неделе она была немного надоедливой. Так вышло, что у меня был выходной, и я решила выпечь что-нибудь вкусное, так как не имела возможности выйти в сад, а Смоки не давал мне покоя. Она прыгала на стол для кухни, где я месила тесто. Несколько раз мне приходилось выговаривать ее, ставить на пол, кричать на нее. А когда я поставила тесто в духовку и хотела ответить на Email, она попыталась забраться на мою клавиатуру. Можно подумать, что раз я вою на нее, то ей этого достаточно, и она даст возможность мне заниматься собственными делами, но куда там. В конце концов, мне понадобилось покормить ее заранее, чтобы дать ей передышку. Сегодня погода улучшилась, но Смоки, вместо того чтобы пойти подышать чистым воздухом, избрал остаться в доме и продолжать меня волновать. Она сводила меня с ума.

Миссис Смит откровенно не понимала не только того, как многому научился Смоки за эти несколько дождливых дней, но и того, насколько сильно сама она подсознательно оказала влияние на данный процесс.

Главное, что можно догадаться из поведения Смоки, это то, что кошка уже усвоила, что во время дождя на улице прохладно и мокро, поэтому лучше сидеть в помещении, где тепло и сухо. Она также выяснила, что ее хозяин не ежедневно выходит на работу, а порой остается дома. Смоки наслаждается ее обществом, поэтому она знает, что тогда необходимо отказаться от блужданий по окрестностям. Но она также увидела, что миссис Смит иногда занята делами абсолютно другого характера и не уделяет время собственному любимцу. Втискиваясь между миссис Смит и предметами, которыми она пользовалась — табуретом или ноутбуком, — кошка привлекала большое внимание к себе. Миссис Смит считала, что Смоки поняла, что происходит, когда ее убрали со стола и спросили не волновать. Но когда человек берет кошку на руки и разговаривает с ней, животное воспринимает это благоприятно. Не имеет значение, что сказала миссис Смит: “Непокорная девочка!”. Смоки просто улавливал тон голоса — он был нежным — и замечал, что запрыгивание на стол завершается объятиями. Только лучше: когда она повторила это несколько раз, она стала есть раньше — вот это да! Выяснив, что когда она мешает собственной госпоже в ее занятиях, она получает ее внимание и — бонус! — если она получит еду, то на следующий день попытается повторить то же поведение. Миссис Смит случайно научила собственную кошку, что она может получить выгоду таким образом (беспокоя человека, можно получить еду). Если бы она знала, как учатся кошки, она могла бы действовать нескольно иначе, выиграв время для себя и не разочаровав Смоки.

Кошки регулярно учатся, независимо от того, осознанно мы пытаемся им что-то привить либо нет. Некоторые ассоциации крепятся в сознании с первого раза, особенно когда идет речь о неприятных ощущениях. К примеру, кошка, забредшая в соседский сад и преследуемая там собакой, сразу же усваивает, что туда нельзя соваться, и уж в любом случае не тогда, когда собака находится в поле зрения. В остальных случаях требуется несколько повторений, перед тем как обучение закрепится и кошка целиком изменит собственное поведение. К примеру, новому человеку в доме необходимо пару раз давать животному лакомства, перед тем как оно начнет выражать к нему дружелюбие.

Разные переживания воспринимаются кошкой по-разному. Некоторые из них могут быть определенно положительными, другие — определенно отрицательными, а многие — нейтральными (это значит, что кошка либо не воспринимала их результаты, либо считала их незначительными). Дальнейший опыт может закрепить то, чему кошка научилась ранее в конкретной ситуации (если результаты не изменились), или предпринять обучение чему-то другому (если результаты поменялись, к примеру, раньше было приятно, а теперь менее приятно). Эти все переживания и их результаты обрабатываются в мозгу кошки. Там происходит процесс обучения, будут сохранены воспоминания и пробуждаются эмоции. Это, со своей стороны, оказывает влияние на отношение животного не только в настоящем, но и в дальнейшем

Самый простой механизм обучения — общий для всех существ с нервной системой, от червей до человека, и настолько простой, что вызывает сомнения, заслуживает ли он названия обучения — это привыкание. В данном процессе животное учится игнорировать те детали внешней среды, которые не оказывают на него особенного влияния и поэтому не имеют значения. Благодаря многократному контакту с подобным предметами или ситуациями кошка учится воспринимать их как безобидные и не обращать на них внимания. Для животного, столь щедро наделенного органами чувств, как кошка, постоянное внимание к несущественным вопросам отвлекало бы его от факторов, которые могут определить выживание — к примеру, близость к потенциальной добыче или более сильному хищнику. Поэтому обучение путем привыкания нужно для выживания. К примеру, котенок, попавший в новый дом, может испугаться звука сотового телефона собственного нового хозяина, однако если он услышит его несколько раз, то поймет, что этот сигнал не предвещает ничего значительного, и перестанет реагировать на звук телефона. Применяя профессиональную терминологию, мы скажем, что случилось привыкание к этому звуку. Поэтому привыкание считается очень важным процессом обучения не только для котят, но и для взрослых кошек, попадающих в новую среду, к примеру, при смене хозяина. Кошкам, как и нам, стоит научиться понимать, что для них важно, а что нет, хотя бы для того, чтобы избежать сенсорной перегрузки.

Сенсибилизация (сенсорная адаптация) противоположна привыканию. В данном случае повторяющаяся ситуация вызывает все более сильную реакцию животного, в отличие от привыкания, когда реакция слабеет и в конце концов пропадает. Основное отличие состоит в том, что в данном случае идет речь о чем-то, что кошка подсознательно квалифицирует как малоприятное. К примеру, после нескольких неприятных случаев при посещении ветеринарной клиники, например как инъекции, кошка может начать бояться доктора, даже в том случае, если в дальнейших случаях доктор относится к кошке с нежностью и не тянется к шприцу. Также, если кошка чувствительна к конкретной ситуации, она может реагировать аналогичным образом в прочих, но похожих обстоятельствах. К примеру, он может держаться на расстоянии или бояться людей, которые просто похожи внешне, имеют схожий тембр голоса либо даже пахнут также, как ветеринар. Сенсибилизация — это сильный механизм защиты, который помогает кошке избегать всего, что представляет потенциальную опасность. Одной из наших целей во время обучения будет научить кошку тому, что встреча с ветеринаром — и очень много остальных ситуаций — не должна приниматься как угроза. Другими словами мы должны устранить сенсибилизацию до того, как она случится.

Привыкание и сенсибилизация меняют интенсивность уже сформированных реакций кошки, но не помогают ей выработать новые реакции. Для этого нужны более сложные механизмы обучения. Очень простой из них, известен как традиционное обусловливание, происходит, когда кошка находит, что определенное мероприятие надежно предвещает то, что случится позднее. Если кошка мяукает и бежит к владельцу при звуке открывающегося шкафа, где хранится еда, значит, она прошла традиционное обучение. Он усвоил, что звук открывающейся двери (который сам по себе значения никакого не имеет) сообщает про то, что его собираются кормить. Нескольких повторений ситуации, в которой этот звук конкретно предшествует появлению пищи, вполне хватит, чтобы он стал для кошки надежным оповещением. В последующем этот своеобразный звук будет вызывать в мозгу кошки такие же положительные ощущения, как запах или вкус пищи. Кошку Не нужно учить тому, что она себя будет чувствовать хорошо, когда съест что-то вкусное; это абсолютный рефлекс. Вместо этого ему необходимо научиться понимать, что другие явления, а не только вкус или вид пищи, тоже как правило вызывают такие же чувства. В этом случае это звук открытия шкафа. Данный процесс обучения требует последовательного комбинирования 2-ух явлений — звук открывающейся двери всегда должен конкретно предшествовать выдаче пищи кошке. Сначала кошка может выполнять ошибки, к примеру, реагировать на звук открытия любого из шкафов для кухонной комнаты, но обычно в течении определенного времени она учится совершенствовать собственные знания и уже знает, что только своеобразный звук этого определенного шкафа оповещает о кормлении.

Традиционное обусловливание помогает кошке лучше понять внешнюю среду, но для того, чтобы ее поведение поменялось, нужно инструментальное обусловливание. Он предусматривает влияние своих действий кошки на ее самочувствие и, поэтому, определяет, как животное будет вести себя в следующий раз. Результаты любого поведения можно разделить на четыре разных типа.

Феномен инструментального обусловливания объясняет, почему отношение миссис Смит побудило ее кошку продолжать скакать на стол и волновать ее. Положительные чувства, которые связаны с лаской, дружелюбным тоном голоса и кормлением, побуждали животное повторить это поведение (результаты первого типа). Применяя более научную терминологию, мы бы сказали, что поведение было подкреплено. Кошка поняла, что, действуя таким образом, она вправе рассчитывать на вознаграждение и, поэтому, окажется готовой сделать то же самое опять, чтобы достичь того же хорошего результата.

Отрывок из книги “Учитесь кошке”| издательства “Черная овца

Позначки:, , , , , ,
close