Site icon Оголошення Івано-Франківськ

Эмоции у собак, или эмоциональная (не)искушенность

Собаки очень умны, когда касается дело изучения вещей, людей и прочих собак. Все таки, есть у них собственные ограничения. Отсутствие у них самосознания, отсутствие ориентации на то, что у нас есть разум, замечательный от их, и неспособность думать про то, что они выполняют, — все это ограничивает их способность постигать мир также, как мы, люди, постигаем его.

Более того, из-за таких ограничений чувственная жизнь собаки более проще, чем у нас, а это означает, что они могут быть не способны ощущать многие тонкие эмоции, которые мы воспринимаем как должное. Все таки, собаки разделяют нашу способность ощущать радость, любовь, гнев, страх и тревогу. Они также испытывают боль, голод, жажду и сексуальное желание. Поэтому люди способны понимать, что ощущают собаки, и сопереживать их чувствам. Однако эта способность может стать и ловушкой.

Это способно вызвать у нас обольщение высказать предположение, что чувственная жизнь собак идентична нашей своей, что они ощущают то же, что и мы в разных жизненных ситуациях. В данных случаях нам хочется реагировать должным образом, обращаться с нашими собаками так, словно они обладают точно таким же интеллектом и возможностями, как и мы. А поскольку это совершенно не так, наши действия могут быть бессмысленными для собаки или означать для нее нечто абсолютно другое, чем мы хотели выразить. Поэтому глубокое понимание эмоциональных возможностей и ограничений собак очень важно как для их благополучия, так же и для целостности наших отношений с ними.

Одно из самых значительных отличий эмоциональной жизни собак от нашей состоит в их гораздо менее развитом ощущенье времени. Способность думать о прошлом, размышлять про то, что случилось — даже не столь давно — и понимать это, у собак фактически отсутствует. Поэтому собаки более предрасположены, чем мы, делать выводы о причинно-следственных связях, опираясь на мгновенном наступлении одного события за иным. Даже минутное размышление (если бы они были на него способны) дало бы им понять, что такая причинно-следственная связь маловероятна. Но собаки не способны к самоанализу.

Однако тот момент, что уровень сознания у собак ниже нашего, не означает, что у собак нет богатой эмоциональной жизни. Знания о собачьем сознании регулярно меняются, но сейчас консенсус состоит в том, что собаки по настоящему обладают некоторым уровнем сознания. Иначе говоря они, возможно, осознают собственные эмоции, но в малой степени, чем люди. Ученые согласны с тем, что наше сознание тяжелее, чем у остальных млекопитающих. Частично это можно объяснить тем, что кора головного человеческого мозга на порядок выше, чем у остальных млекопитающих, к примеру, собак. В действительности, мы, люди, могут не только испытывать эмоции, но и справедливо анализировать их и задавать себе вопросы, к примеру: почему на прошлой неделе меня охватило такое волнение? Собаки, наверное, не способны к такому самосознанию. Все имеющиеся данные говорят о том, что их эмоциональные реакции ограничены событиями, происходящими здесь и сейчас, и почти никогда в себя не включают ретроспекцию.

Подумайте о ощущенье вины, которое, по мнению многих хозяев, существует у собак, хотя они, возможно, никогда не думали об этом. Сталкивались ли вы с тем, что я сейчас опишу? Собака делает что-то неверное (по мнению хозяина), когда хозяина нет в комнате. Хозяин возвращается в комнату, смотрит на собаку, собака выглядит так, словно себя чувствует виноватой, хозяин шлепает собаку. Что если собаки не испытывают никаких эмоций, схожих с нашим чувством вины? В данном случае у них не получится представлять собственное плохое поведение с наказанием. Чему же их учит шлепок? Рассмотрим следующую возможность: “Когда мой хозяин возвращается в комнату, иногда он обнимает меня, а порой шлепает. Что будет в следующий раз?”. В результате появляется непредвиденное волнение, которое при частом повторении может превратить чувствительную собаку в задиристого клыкастого развалину.

Процент хозяев собак в Англии, считающих, что их собаки могут испытывать определенные эмоции.

Вера в то, что собаки могут ощущать вину и испытывать такие же сложные эмоции, очень востребованна среди хозяев собак. Опрос хозяев собак в Англии показал, что практически все полагают, что их собаки испытывают эмоции (ориентировочно по отношению к хозяевам); практически все полагают, что их собаки могут испытывать интерес, любопытство и радость; 93% полагают, что их собаки испытывают страх; 75% думают, что они испытывают тревогу; 67% думают, что они испытывают гнев. Единственная эмоция, которую многие хозяева считали маловероятной у собственных собак, — это смущение.

Источник:

Поразительно, но значительная часть таких хозяев собак также верили, что их собаки могут ощущать ревность, грусть и вину. Эти эмоции классифицируются психологами одновременно с остальными эмоциями в другой половине диаграммы как вторичные эмоции. Они требуют конкретного самосознания, и также понимания того, что думают другие — или “теории мышления” (как обсуждалось в предыдущей главе). Независимо от того, что считают хозяева, не понятно, что собаки обладают психической способностью испытывать все либо даже любую из данных семи эмоций. Потому что каждый из них требует немного другого комбинирования самоанализа и прочих аспектов интеллекта, они заслуживают отдельного рассмотрения. В частности, я рассмотрю ревность, печаль и чувство вины — они все привлекли интерес ученых, изучающих собак.

Ревность у людей вытекает из подозрения, что кто-то занимает наше место рядом с человеком которого любите. Сначала мы начинаем испытывать нечто вроде неизвестного страха или гнева, степень которого зависит от нашего предыдущего опыта близких отношений. Впрочем это быстро меняется когнитивной оценкой определенной угрозы: что мы знаем и чувствуем о человеке, который хочет нас заменить, каковы были наши отношения с этим “третьим лицом” и так дальше. Если мы немного подумаем об этом, то заключим , что степень ревности или чувства вины зависит от того, как сильно мы привязаны к человеку, по отношению к которому испытываем эти эмоции.

для того чтобы испытывать ревность, животное должно быть способно распознавать остальных людей как отдельных личностей и иметь определённое представление про качество отношений между такими людьми. Поскольку собаки так откровенно привязаны к собственным хозяевам, кажется логичным, что они должны ревновать, когда их хозяин уделяет внимание другой собаке. Существуют также убедительные доказательства того, что собаки в какой-то степени понимают отношения между людьми и остальными собаками. Поэтому серьезное отношение к мнению про то, что собаки могут испытывать ревность, абсолютно оправдано.

Одним из доказательств считается очередность, с которой хозяева собак описывают причины ревности у собственных питомцев. В одном исследовании хозяев собак спросили описать, какое определенное поведение, свидетельствующее о ревности, показывали их собаки и при каких обстоятельствах. Они все сказали, что подобное поведение появилось, когда они проявляли интерес, и особенно привязанность, к другому человеку или к другой собаке, живущей в такой же семье.

Хозяева регулярно описывали у собственных собак то, что клиницисты называют поведением, направленным на поиск внимания. Половина собак просто прислонялись к собственным хозяевам или толкались, обычно между хозяином и объектом зависти. Более трети протестовали при помощи голоса — лая, визга или рычания. Несколько хозяев отметили агрессию, даже укусы другой собаки, которой хозяин уделял внимание. Таким образом, поведение собак, когда они встречаются с ситуацией, в которой мы могли бы ожидать от них ревности к собственным хозяевам, кажется соответствующим этим ожиданиям. Они ведут себя так, словно хотят вмешаться в ситуацию, которая, согласно их точке зрения, угрожает их отношениям с хозяином. Часто, как мы уже отмечали ранее, они буквально втискиваются между хозяином и объектом нежелательного внимания — будь то супруг или супруга хозяина или пришедшая в гости собака.

Другими словами, действительно возможно, что собаки испытывают то, что мы бы назвали ревностью. Разумеется, вопрос про то, испытывают ли они ревность также, как и мы, абсолютно не поддается проверке. У собак это ощущение может быть несколько очень непростым, чем чувство волнения. Но, наверное, это происходит только в тот конкретный момент взаимодействия, к примеру, между хозяином и другой собакой; у нас не существует свидетельств того, что собаки могут испытывать ревность при воспоминании об этом взаимодействии, что считается основной особенностью ревности в человеческих отношениях. Поэтому нет никаких признаков того, что они могут стать навязчиво ревнивыми.

Источник:

Доказательства того, что собаки могут испытывать более сложные эмоции, чем ревность, слабы. Многие психологи уверены, что самосознание нужно для появления подобных эмоций, как вина, гордость и стыд. Ученые указывают на большое увеличение коры головного мозга в процессе эволюции нашего вида как на пространство, где происходит физическая обработка такой продвинутой информации. Чтобы сравнить, кора головного мозга собаки имеет очень небольшие размеры, что дает возможность высказать предположение, что она не обладает способностью вырабатывать самосознание.

Все таки, меньшая группа исследователей применила по большей части анекдоты, чтобы поддержать собственную точку зрения, что как минимум некоторые млекопитающие обладают достаточным самосознанием, чтобы испытывать что то большее, чем базовый набор примитивов. К примеру, собаки способны испытывать сочувствие, признательность и разочарование — эмоции, требующие самосознания.

Exit mobile version